ДОРОГА ПРОДАЖ ПОКУПАТЕЛЬ С ДЕНЬГАМИ В НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ — ЯВЛЕНИЕ УНИКАЛЬНОЕ
21 января
Рынок недвижимости находится в кризисе, и этот факт не зависит от того, признаем мы его или просто спрячем голову в песок. У людей, безусловно, есть желание улучшить свои жилищные условия, но у большинства нет для этого возможностей. Именно поэтому борьба за реального покупателя среди девелоперов и риэлторов сейчас жаркая, и градус этой битвы будет лишь повышаться.
Если оценивать прошлый год, то покупательский спрос падал, а предложение росло. По данным компании «Метриум Групп» за 2015 год предложение в Москве выросло на 48%, в Подмосковье прирост данного показателя был небольшим — 1%, но область до 2015 года и так демонстрировала ударные темпы стройки, поэтому стабильные показатели в кризис также весьма впечатляют. А вот спрос снижался весь прошлый год: в столице он упал на 12%, а в Подмосковье — на 8%. Данные компании Est-a-Tet говорят о том, что уровень реализованного спроса по итогам 2015 года сократился на 20,4% по сравнению с 2014 годом.
Кроме того, на рынке наметились следующие тенденции: снижение цены квадратного метра и рост доли ипотечных сделок. Эти две яркие тенденции говорят лишь об одном — платежеспособность населения падает, спрос сокращается.
Новые возможности
Такая реальность заставляет девелоперов искать способы удержания своих позиций. Как? Всевозможными мерами стимуляции покупательской активности. Это и вывод новых проектов по цене ниже рынка, и скидки на уже строящиеся квартиры, и отказ от повышения цен, и изменение квартирографии проектов, и субсидирование ипотечной ставки банка, и льготные условия по рассрочке. Мария Литинецкая высказывает мнение, что девелоперы будут увеличивать рекламные бюджеты и даже массово выйдут на телевидение. По её оценкам, компании увеличат рекламный бюджет в 1,5 – 2 раза: при строительстве точечного объекта на рекламу будет выделяться 5 – 7 млн рублей, при строительстве крупного комплекса рекламный бюджет возможно будет доходить до 30 млн рублей. Однако эксперты компании Est-a-Tet уверены, что сейчас спасение не в объёмах рекламы, а в том, чтобы она «била» по целевой аудитории: «Поэтому все стараются не увеличивать расходы, а делать рекламу более целевой, так как платёжеспособный спрос падает и его надо тщательней искать».
В 2016 году легче не будет, хотя некоторые застройщики отмечают, что начался он не так-то и плохо. Рустам Арсланов, директор департамента продаж ГК «Гранель», на примере своей компании рассказывает: «В декабре 2015 года и в начале этого года ГК „Гранель“ зафиксировала увеличение активности покупателей. Так, в декабре месяце объемы продаж выросли на 20% по сравнению с ноябрем, а новогодние праздники порадовали неожиданной активностью клиентов. Количество звонков и посещений оставалось на высоком уровне — выше, чем в аналогичный период 2014 года. На сегодняшний день количество бронирований увеличивается каждый день, ажиотажного спроса нет, но сделки заключаются в нормальном режиме. На наш взгляд, такое поведение клиентов объясняется возможным завершением сроков действия государственной программы субсидирования ипотечных ставок — приём заявок на оформление кредита по этой программе закончится в феврале, покупатели стараются не упустить шанс взять ипотеку на выгодных условиях».
Безусловно, ожидать, что кризис закончился и продажи взлетят — беспочвенно. Этого не произойдёт, именно поэтому борьба за покупателя будет продолжена, и девелопер будет привлекать на свою сторону все возможные способы.
В достижении намеченной цели, как говорится, хороши все способы, именно поэтому строительные компании будут искать пути расширения продажных возможностей, а риэлторы не будут ограничиваться лишь вторичными вариантами жилья. Все игроки рынка заинтересованы в увеличении каналов сбыта.