Заселён
 
ЖК «Новотроицкий»

Жилой комплексЖК «Новотроицкий»

Предусматривает строительство 16-ти этажного трехсекционного дома по адресу: г. Москва, поселение Мосрентген

Старт продаж
от 81 914руб.
ЖК «Москвичка»

Жилой комплексЖК «Москвичка»

Новый жилой комплекс «Москвичка» группы компаний «Гранель» расположен в Новомосковском административном округе, всего в 5 км от МКАД по Калужскому шоссе, вблизи Коммунарки. В состав комплекса входит 5 жилых домов переменной этажности (9 — 15 этажей) и объекты социальной инфраструктуры.

Новая кормушка или забота о качестве? Зачем чиновники вновь заговорили о лицензировании в сфере строительства

13 февраля
http://svpressa.ru/realty/article/142254/

Вначале зампред Правительства РФ Дмитрий Козак (март 2015 года), а затем — министр строительства Михаил Мень (февраль 2016-го), заявили о том, что саморегулируемые организации в строительстве не оправдали своего существования. И не исключено, что Минстрой скоро может обратиться к руководству страны с просьбой о возврате в отрасль системы лицензирования в строительстве. Зачем?

А ведь главные причины отказа от лицензирования 6 лет назад, по словам президента ГК «Гранель» Ильшата Нигматуллина, заключались в том, что наличие лицензии у строительной организации не давало уверенности в ее должной квалификации, при этом создавались дополнительные административные барьеры для вхождения новых юридических лиц в отрасль.

Чем же успели так скомпрометировать себя СРО? Ведь именно во времена их «владычества» на рынке недвижимости в стране приключился (по словам, опять же, представителей власти) самый настоящий «строительный бум». И вроде бы даже проскальзывали в СМИ бодрые сообщения о каких-то новых рекордных объемах ввода жилья по сравнению с «коммунистическими» временами.

В принципе, считает гендиректор ООО «Новые Ватутинки» Александр Зубец, причины такой инициативы понятны. На рынке появились СРО, которые выдают свидетельства фактически любому юридическому лицу, не всегда соответствующему всем требованиям стандартам качества профессиональной деятельности. В итоге недобросовестные подрядчики становились участниками СРО «для галочки» и зачастую не имели должного опыта и ресурсов для работы.

Евгения Акимова, гендиректор IKON Development, более резка в своих суждениях:

— Требования по вступлению в СРО практически неконтролируемы со стороны государства. В результате некоторые компании попросту за деньги вступали в СРО или покупали лицензию, получали допуск к работе незаконным способом. Например, не имея для этого определенного штата сотрудников. О каком качестве работ может идти речь, если у подрядчика в штате официально один инженер и пара рабочих? Чиновники понимают, что СРО фактически не дает никаких гарантий.

Однако многие эксперты, и в их числе — Ильшат Нигматуллин, придерживаются мнения, повторное введение лицензионной системы в строительство этой проблемы не решит.

Тогда возникает вопрос — а можно ли как-то исправить ситуацию в строительной отрасли, не прибегая к замене СРО на лицензирование? Каким образом это можно сделать? Чего не хватает системе СРО, чтобы стать эффективным механизмом контроля качества в строительстве?

«Разумеется, — рассуждает Мария Литинецкая, — возврат к государственной аккредитации является далеко не единственным способом защиты отрасль от недобросовестных стройподрядчиков, а дольщиков — от потери средств. Если в СРО появится более жёсткое регламентирование деятельности компаний-участников, система будет эффективнее».

Организации, работающие не первый год, считает эксперт, должны вести историю, аналогичную кредитной истории заёмщика в банке, чтобы в СРО имели представление об их успехах или неудачах. Новички же должны более активно доказывать свою финансовую состоятельность, а также способность вести строительные работы.

Кроме того, Ильшат Нигматуллин предлагает персонифицировать степени ответственности в отрасли. «Стоит делегировать ответственность, — считает он, — от юридических лиц к должностным лицам (специалистам) строительных организаций и сотрудникам СРО (в случае возникновения аварий на производстве). А также предусмотреть дополнительное обучение (повышение квалификации) каждые 2−3 года, со сдачей экзаменов в государственных учебных заведениях».

А простая замена системы лицензирования на СРО, а СРО — обратно на лицензирование, добавляет Александр Зубец, очень похожа на процесс переливания пустого в порожнее. По его словам, эффективнее было бы просто стандартизировать минимальные требования, предъявляемые при вступлении и СРО, а также ужесточить систему штрафов при выявлении нарушений в деятельности таких организаций. А если уж и назрела такая необходимость что-то менять, то, считает Евгения Акимова, не важно, что это будет — лицензия это или СРО. Важно менять не название, а сам подход к проблеме в целом.

Но если представить, что государство все-таки вернет систему лицензирования, чем это может обернуться для строительной отрасли в целом?

«В случае если инициатива все-таки будет принята, строителям в срочном порядке придется получать лицензии, — говорит Александр Зубец. — А стоимость их на фоне ажиотажного спроса может быть увеличена. Таким образом, все это приведет к дополнительной финансовой нагрузке и повышению цен на предоставляемые услуги».

По большому же счету, уверена Мария Литинецкая, от возврата к лицензированию в строительной отрасли не изменится практически ничего, кроме двух моментов. Во-первых, вновь усложнится и удлинится процедура допуска компаний к строительным работам. Во-вторых, финансовый поток изменит направление — средства снова пойдут в госбюджет, а не в фонды СРО. Однако государство, продолжает она, инициировало в 2010 году переход от лицензирования к системе СРО не для того, чтобы стимулировать темпы роста строительного рынка в частности и отрасли вообще. Оно просто избавлялось от чуждой ему надзорной функции и едва ли поспешит её вернуть.

Хотя с этим мнением можно крепко поспорить. Особенно если поставить в ряд слова Ильшата Нигматуллина о том, что возврат лицензирования ограничит доступ новых участников в отрасль и увеличит объем работы государственных чиновников, что, в свою очередь, приведет к увеличению их аппарата, мнение аналитика Национального рейтингового агентства Кирилла Кукушкина о том, что государство под всевозможными предлогами в разы увеличивает налоговую нагрузку на граждан, а также имеющийся дефицит бюджета на этот год. Вполне может создаться впечатление, что, по аналогии с системой лицензирования управляющих компаний в ЖКХ (которую знатоки вопроса с первых дней ее действия окрестили «госрэкетом»), создается почва для создания очередной «хлебной кормушки» на фоне теперь уже явно видимого обнищания страны.

← Возврат к списку

Контакты

+7 [495] 281-81-81

125009, г.Москва, ул Тверская, д.22/2, кор. 1, 1 этаж

Бизнес-центр «Чайка Плаза» вход с Дегтярного переулка

Заказать звонок

Пожалуйста, поверните ваше устройство

Гранель
Россия
Москва
ул Тверская, д.22/2, кор. 1
+7 (495) 281-81-81 manager@granelle.com